Они были просто маленькими детьми, жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Ими построена та страна, в которой мы сейчас живем.

Наш долг разговаривать с теми, кто еще живы, помнить о тех, кого уже нет...

среда, 4 мая 2016 г.

Кузнецова (Блохина) Людмила Петровна

(Родилась 29 октября 1926 года)
Когда началась война ей было 15 лет. Она жила в городе Кирове, Калужской области. В семье у нее было еще три брата: одному 10 лет, второму 13, а старшему было 17 лет. Отца с первых дней войны сразу забрали на фронт, где он воевал, дошел до Чехословакии и вернулся живым. 
Прабабушка рассказывала, что они косили сено, копали окопы, делали блиндажи, противотанковые рвы.
До войны в семье было хорошее хозяйство: 2 коровы, лошадь "Гордый". Мама моей прабабушки впоследствии отдала коня солдатам, так как у них было мало техники.
К осени 1941 года в город пришли немцы, появились предатели, полицаи. Так как Евгений был партизаном, один из предателей поджег их дом и кричал: " Скоро вам смерть". А у него у самого двое детей были на фронте. После войны его расстреляли. Когда горел сарай, брат Сергей, которому было 13 лет, вывел оттуда лошадь и коров, взрослые стояли и смотрели на пожар, а он не испугался и бросился в пламя выручать животных. Потеряв дом, их семья была вынуждена жить в заброшенном сарае. Прабабушка вспоминает, как они копали промерзшую картошку и ели ее. Было очень тяжело. Когда немцы вошли в город, на кировчан обрушились пытки, казни, унижения. Это были страшные дни. Кровавая расправа была в деревне Липовка: мужчин каратели расстреляли на окраине, женщин, стариков и детей загнали в избы, подожгли, кто пытался выпрыгнуть из окна, был расстрелян. Более 2000 мирных жителей кировского района погибли от рук палачей, сотни юношей и девушек попали в фашистскую неволю.
В школе прабабушка изучала немецкий. Во время оккупации в дом часто заходили немцы, они были разные: одни ненавидели русских, другие относились нормально. Ей запомнился один немец, который плакал и говорил: "Гитлер капут, у меня два киндера, не хочу идти на Москву." Особенно жестокими были каратели. В городе есть огромное озеро, на одном берегу которого были немцы, а по другую сторону были наши-русские. Прабабушка со своими знакомыми перевозила на лодке раненых с той стороны, где шли бои. Кировчане готовили пищу, пекли хлеб для солдат, обстирывали их, рыли траншеи, готовили сотни кубометров леса, собирали деньги на танковую колонну.
 Обороняя родной город плечом к плечу с воинами 330-й стрелковой дивизии, сражались патриоты-Кировчане, и именно при поддержке и участии оставшихся жителей города и села стала возможна блистательная победа, долгожданное освобождение.
После оккупации прабабушку направили в Татарстан. Там на заводе отливали снаряды, а они, молодые девчонки, обтачивали их рашпилем (напильником). Как-то их послали на уборку зерна, девушки сказали, что приехали снаряды заготавливать для фронта, а не хлеб убирать, но им разъяснили, что хлеб тоже нужен фронту, девушки и успокоились. По возвращении
в родной город прабабушка пошла работать на завод, она писала акты-процентовки.
Прабабушка имеет награды: 50 лет Победы в Великой Отечественной войне, 60 лет Победы, За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-го - 1945-го, 65 лет Победы, Ветеран труда. В 2016 29 октября Людмиле Петровне исполнится 90 лет.
(Рассказала Хачатрян Вероника 3-а класс)

Комментариев нет:

Отправить комментарий